На сегодняшний день постоянный рост спортивных результатов обусловливает увеличение количества тренировок, соревнований, сокращение периодов восстановления и соответственно значительный рост физических и психических перегрузок спортсменов. Это все чаще приводит к росту перетренированности. В этих условиях крайне важна диагностика этого состояния на ранних стадиях с наименьшими финансовыми и временными затратами и без ущерба для тренировочного процесса.
Синдром перетренированности возникает в ответ на чрезмерные физические нагрузки и проявляется изменениями в деятельности нескольких систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной) в сочетании с изменениями психоэмоциональной сферы и, как правило, со снижением спортивных результатов. Вегетативная нервная система играет важную роль в развитии синдрома перетренированности и его проявлений, соответственно отражается и на РКГ. При этом нарушения в регуляторных системах появляются задолго до функциональных, лабораторных, клинических и инструментальных проявлений перетренированности. Поэтому ритмокардиографическое исследование становится незаменимым инструментом в ранней диагностике перетренированности.
Исследование ВРС очень информативно для скрининг-диагностики и даже прогноза перетренированности (Urhausen A., Kindermann W., 2004; Hottenrott K., Hoos O., Esperer H.D., 2006; Jeffrey B., Kreher M.D., 2012; Schmitt L., Regnard J., Desmarets M., 2013).
Одним из главных ритмокардиографических критериев перетренированности является уменьшение вариабельности ритма сердца (Берсенев Е.Ю., 2008) и нарастание рассогласованности ритмических процессов отдельных звеньев в регуляции (Питкевич Ю.Э., Лосицкий Е.А., Загородный Г.М., 2009).
При дальнейшем нарастании процессов дезадаптации в ответ на чрезмерные нагрузки возможны два типа реакции сердечного ритма: формирование маловариабельного ритма на фоне брадикардии или резко выраженная нерегулярность ритма вместе с увеличением частоты сердечных сокращений (Земцовский Э.В., 1995). В первом случае, очевидно, происходит крайняя степень «эмансипации» синосувого узла от вегетативных и гемодинамических влияний. Во втором, при резко выраженной нерегулярности ритма, вероятно, имеет место гиперчувствительность СА-узла к экстракардиальным влияниям.
По мнению ряда авторов (Аксенов В.В., 1986; Соломка Т.Н., Макарова И.М., 2008), за 1–3 нед до снижения спортивных результатов уменьшается мощность НF-волн и относительно возрастает мощность медленных и очень медленных колебаний (LF и VLF), что отражает избыточную активацию симпатического отдела ВНС и усиление энергозатрат регуляторных систем организма на поддержание гомеостаза.
В то же время, по данным A.M. Kiviniemi и соавт. (2013), корреляция интервала R–R и НF составляющей вариабельности у перетренированных атлетов выражена сильнее, чем у спортсменов контрольной группы, то есть было показано, что в состоянии перетренированности ритм сердца в большей степени контролируется вагальной компонентой. В нормальном состоянии больший вклад в управление синусовым узлом вносят иные механизмы, скорее всего, как считают авторы, симпатические. Кроме того, была замечена тенденция к уменьшению соотношения низкочастотных и высокочастотных частей спектра, что свидетельствует об ослабевании симпатической активности в состоянии перетренированности.
Несмотря на то, что искомый надежный инструмент для раннего диагностирования перетренированности найден не был, исследователи полагают, что предложенные соотношения являются перспективными для дальнейшего изучения ранних признаков этого синдрома и предлагают использовать данный факт для ранней диагностики перетренированности. Симпато-парасимпатический баланс у атлетов с синдромом перетренированности, по наблюдению авторов, возвращался к нормальному состоянию в течение 6 мес.
Подобные данные о ведущей роли вагальной компоненты в ходе тренировочного цикла при функциональных перегрузках у спортсменов были получены
Y. Le Meur и соавт. (2013). Остается, однако, невыясненной роль парасимпатических модуляций при перетренированности: защитная – стресс-лимитирующая, или повреждающая.
Y. Tian и соавт. (2013) исследовали особенности РКГ у 34 элитных спортсменок-дзюдоисток в период подготовки к крупным соревнованиям. У девушек при нефункциональном перенапряжении (стадия перетренированности) с выраженным снижением результативности более 3 нед авторы выявили снижение RMSSD (доверительный интервал по группе составил 30,8–61,1 мс) по сравнению со спортсменками группы контроля с успешной тренировочной деятельностью (77,8 и 87,8 мс соответственно). Авторы рекомендуют использовать снижение данного показателя в подготовительном периоде для ранней диагностики перетренированности. О значимости этого показателя уже говорилось выше.
Проведение функциональных проб позволяет более детально оценить состояние и степень перетренированности спортсмена. Так, существенные изменения в регуляции ритма сердца можно выявить при проведении ортостатической пробы. В частности, снижается реактивность парасимпатического отдела ВНС (выраженное отклонение от индивидуальной нормы коэффициента 30
:
15 при анализе переходного периода). При этом может наблюдаться как недостаточная, так и избыточная активация симпатического отдела ВНС. Появляется парадоксальная реакция на ортостаз по методике Н.И. Шлык. Проба с физической нагрузкой показывает снижение индекса LF/HF в динамике тренировочного цикла как отражение нарастания недостаточности стресс-реализующих систем во время выполнения физической нагрузки и соответственно мобилизационных возможностей организма.
Одним из важных и наиболее частых клинических проявлений перетренированности является перенапряжение ССС или стрессорная кардиомиопатия – СКМП (Гаврилова Е.А., 2007). Нами было проведено исследование ВРС у 120 спортсменов со СКМП и 70 спортсменов контрольной группы. Наиболее достоверные различия были выявлены по данным средних значений ВПР – 3,92 против 2,16 у. е. в контроле (р<0,001) и ИН – 108,45 против 37,80 у. е. в контроле (р<0,01). При этом индекс корреляции между двумя показателями составил 0,90.
Патологический тип дыхательной пробы в группе спортсменов со СКМП встречался в 10 раз чаще, чем в контрольной группе как со стороны активации симпатической, так и парасимпатической нервной системы. Эти данные еще раз доказывают важность использования в оценке функционального состояния спортсменов комплексных показателей ритма сердца и подчеркивают усиление централизации ритма сердца и снижение вариабельности с дисбалансом вегетативной регуляции ритма сердца.
По данным А.А. Новикова (2012), при нарушении процессов реполяризации покоя на ЭКГ, которые являются клиническим проявлением СКМП, почти в 97% случаев отмечается недостаточный прирост ЧСС в ответ на проведение активной ортостатической пробы, то есть недостаточность симпатических влияний как дефицит стресс-реализующих систем организма.
Показано, что снижение вариабельности ритма сердца имеет также четкие обратные корреляции с уровнем тропонина, то есть нарушением целостности мембран кардиомиоцитов (Aagaard P., Sahlén A., Bergfeldt L., Braunschweig F., 2014), что доказывает связь вариабельности со структурным повреждением миокарда.
Для ранней диагностики и прогноза перетренированности скандинавскими исследователями предложена методика ночной записи кардиоритмограммы (Hynynen A., Uusitalo A., Konttinen N., 2006). Утром проводится анализ РКГ с выделением в течение записи преобладания активности симпатической или парасимпатической нервной системы. У спортсменов с синдромом перетренированности вскоре после пробуждения отмечается снижение ВРС и повышение симпатического тонуса вегетативной нервной системы.
Ночная запись для анализа восстановления за время сна может быть отображена в цветовой гамме. Так, на рис. 53 показан график, окрашенный в двух цветах. Интенсивность и время воздействия на сердечный ритм симпатической системы отмечена темным и парасимпатической вегетативной нервной системы – светлым цветом.