Это так называемые нестационарные процессы. Поэтому обследование должно проводиться с максимальным исключением всех стимулов на организм, которые не входят в задачу исследования.
Приступать к записи следует не ранее чем через 1,5–2 ч после последнего приема пищи, лучше в 9–12 ч утра без предшествующих физических и эмоциональных нагрузок (тренировок), после достаточного ночного сна. В противном случае будет оцениваться влияние на организм спортсмена переваривания пищи, недосыпания или текущей тренировки.
Спортсмен должен быть проинформирован о времени и содержании диагностической процедуры, включая функциональные пробы, и важности отсутствия посторонних сигналов, например, звонков его сотового телефона. Исследование проводят в изолированном кабинете при постоянной комфортной температуре. Стены кабинета должны быть окрашены в равномерные, нейтральные тона. Следует устранить все факторы, влияющие на эмоциональное и физическое состояние обследуемого: звонки телефона, разговоры персонала, приход посторонних лиц. Перед записью желательно дать спортсмену 5–10 мин отдыха для привыкания к условиям записи и повышения стационарности процесса обследования.
Анамнез перед исследованием должен быть тщательным образом собран, чтобы максимально понять влияние внутренних и внешних воздействий на организм испытуемого. Так, у спортсменок очень важно учитывать фазу менструального цикла. Следует принимать во внимание все предшествующие и фазу текущего тренировочного цикла, соревновательный период, проведенные восстановительные мероприятия, в том числе медикаментозное лечение.
Положение спортсмена во время записи РКГ покоя должно быть расслабленное, дыхание спокойное, сидя или лежа, не раздеваясь. Электроды накладываются без соблюдения полярности (в зависимости от прибора на руки (и) на ноги) в области внутренней поверхности предплечий (голеней) с использованием электродной пасты или физиологического раствора натрия хлорида.
Чтобы убедиться и документально подтвердить наличие синусового ритма у спортсмена, желательно перед записью РКГ снять спортсмену ЭКГ и приложить ее к отчету. Синусовый ритм подразумевает обязательное наличие перед каждым желудочковым комплексом зубца Р (рис.1).
Технология обследования базируется на данных регистрации ЭКГ в любом из стандартных отведений. Однако следует выбирать то отведение, где зубцы R наиболее выражены по сравнению с другими зубцами. Технически иногда при слишком выраженных зубцах Т может автоматически идти подсчет не только R–R-интервалов, но и R–Т и Т–R-интервалов, что делает РКГ непригодной для анализа.
В Международных рекомендациях для стандартизации различных исследований, посвященных анализу вариабельности ритма на коротких записях, выбрана предпочтительная длительность записи для стационарных систем – 5 мин, если природа исследования не диктует иного (
www.hrv.ru). Некорректно сравнение временных величин, особенно характеризующих общую вариабельность, вычисленных на основе записей различной длительности.
При записи РКГ лучше все пять минут следить за монитором, чтобы длинные межсистолические интервалы не перепутать с постэкстрасистолическими паузами, а также зафиксировать все артефакты. Показано, что экстрасистолы, выпадающие комплексы, помехи, переходные процессы, другие случайные явления значительно искажают анализ РКГ, как правило, в сторону улучшения вариабельности ритма сердца. Таким образом, неправильно записанная РКГ дает ложную информацию и дискредитирует метод.
По данным В.М. Михайлова (2002), при анализе 50 ритмограмм с наличием 1–2 экстрасистол или артефактов до и после ручной коррекции записи значения показателей ВРС в некоторых случаях отличались в несколько раз. Особенно чувствительными к случайным явлениям были HF и показатели вариабельности – наиболее важные показатели в оценке функционального состояния спортсмена. Поэтому анализу должны подвергаться только участки ритмограммы с синусовым ритмом, свободные от экстрасистол.
В некоторых случаях допускается небольшое (до трех в минуту) число экстрасистол, если в используемом приборе имеются специальные процедуры замены экстрасистолических комплексов на «нормальные». Отсюда в Международных рекомендациях используется понятие N–N-интервалов как эквивалента R–R-интервалов, где экстрасистолические комплексы заменены на ожидаемые синусовые.
Каждую последующую функциональную пробу можно проводить, если есть уверенность, что показатели РКГ после пробы вернулись к исходным значениям, которые были до проведения первой пробы. В случае длительного восстановления следующую пробу необходимо перенести на другой день.
Повторные сравнительные обследования необходимо проводить по возможности в тех же условиях, что и первичное, в одно и тоже время суток, поскольку доказано, что имеются выраженные суточные колебания активности отдельных звеньев системы нейрогормональной регуляции (Берсенев Е.Ю., Воронов А.В., 2008). Желательно хранить все предыдущие исследования спортсмена.
Чем больше предыдущих обследований имеется в базе данных, тем более точные заключения можно дать по поводу текущего состояния и прогноза функционального состояния и адаптационных резервов спортсмена на будущее, тем легче осуществлять контроль и оптимизацию тренировочного процесса, и прогнозирование спортивных результатов (
D'Ascenzi F.,
Alvino F.,
Natali B.M., 2013).
Если все-таки требуется сделать заключение без наличия предыдущих исследований, то
D.J. Plews и соавт. (2013) рекомендуют провести не менее трех ритмокардиографических обследований на тренировочном этапе и не менее пяти на этапе восстановления спортсмена за неделю (Plews Daniel J., 2014). Количество этих точек обследования в неделю достоверно отражают информацию о спортсмене в этот период времени.
За много лет работы нами выполнены РКГ спортсменов на большинстве существующих сегодня на рынке приборов разных поколений. Каждый прибор имеет свои преимущества и недостатки, связанные в основном с особенностями программного обеспечения и чувствительностью прибора. Квалифицированному исследователю не составит большого труда расшифровать ритмограмму, снятую на любом приборе. Однако каждый специалист имеет свой опыт и предпочтения в выборе тех или иных показателей РКГ, которые могут отсутствовать в программном обеспечении данного конкретного прибора.
Кроме того, если врач или тренер работает с командой и ему важно оценить влияние тренировочного процесса на команду в целом или какую-то часть спортсменов, предпочтение надо отдавать тем приборам, которые автоматически формируют выборки спортсменов и статистические отчеты. В этом случае спортсменов можно сравнить друг с другом и обработать показатели всей команды в целом или их части. В противном случае исследователю придется формировать выборки вручную и забивать в массив данных все показатели самостоятельно. На это может уйти большое количество времени, которого порой просто нет, поскольку заключение о состоянии команды может потребоваться в тот же или на следующий день.
Для тех, кто не слишком владеет методом, но уже убедился на практике в его информативности для построения тренировочного процесса, подойдут те приборы, в программном обеспечении которых заложены автоматические заключения. Однако в этом случае у исследователя остается меньше возможности для индивидуализации заключений, в частности для учета анамнеза спортсмена и данных его предыдущих записей. Поэтому такие приборы используют, как правило, для решения узких конкретных задач.
Например, для анализа полноты восстановления после каждой тренировки – программа «First Beat» (Rusko H., 2003; Hynynen, E., 2006). Программа выдает числовое значение так называемого коэффициента восстановления в условных единицах. В данной программе предусмотрено снятие показателей РКГ в течение ночи. Исследование качества ночного сна на протяжении всего тренировочного сбора позволяет отследить качество тренировочной активности, проводя в последующем коррекцию тренировочного процесса.
Запись РКГ, осуществленная в дневное время, у спортсменов применяется значительно реже для решения узких задач: сравнения дневной и ночной вариабельности, степени напряжения адаптационных механизмов во время тренировок. Данная запись перед анализом должна быть тщательно проверена во избежание попадания в анализ артефактов, нарушений ритма, анализа несинусового автоматизма. Допустим анализ коротких 5-минутных участков, выбранных из суточной записи.
Таким образом, при записи РКГ спортсмена следует четко соблюдать ряд правил, пренебрежение которыми может обернуться для исследователя получением недостоверной информации. А это, в свою очередь, повлечет за собой неверное принятие решений и дачу ошибочных заключений и прогнозов. Ничего, кроме разочарования и дискредитации метода это не вызовет.